Что мы сделали за 5 лет

Всем привет!

Этой весной нашей небольшой компании исполнилось 5 лет, и я решил написать пост о том что накопилось. Формат будет немного в сторону того что происходит за экраном игр, но и об играх будет тоже: ) Статья вышла довольно обьемной, но надеюсь вам она понравится, я старался разбавлять картинками ее где можно.



Начало.

Вобщем все началось еще в 2010 году, когда знакомый скинул мне ссылку на блог бадима (elitgames), который тогда уже некоторое время занимался флешками и писал в своем блоге все детали, с какой игры сколько получилось заработать и т.п. Что было очень мотивирующе, и сразу захотелось начать самому. Но как-то так получилось что я устроился в Gameloft, хотя работу не искал особо. Решил набраться опыта и через год вооружившись им начать фигачить игры самому.

Осенью 2010 я познакомился с геймдизайнером Жекой из Gameloft'а, и мы поняли что оба хотели бы сделать игру. Мы пару раз соберались на выходных обсуждая дизайн игры, и в свободное время ее пилили. Я занимался кодом, жека артом. После довольно продолжительного времени игра выглядела примерно вот так:

King Towers
Задумывалось что ты строишь защиту короля, которая разрушается динамически от попаданий и нужно убить вражеского короля пока твой жив. Враг делает тожесамое, и все это по сети еще. Вобщем как раз затея для первой игры.

Хотел бы отметить что делать что-то свое паралельно с работой очень тяжело, и пол года разработки (с осени 2010 до весны 2011) были довольно напряжными. Особенно если учесть что в Gameloft'е очень любили засиживаться до 5 утра, готовля билды на релиз в то время. Вобщем разработка шла очень вяло, почти стояла на месте.

Подземная психоделика

В то время было все очень непонятно в плане зароботка денег. В том плане что ты понимаешь что ты получаешь деньги с доходов компании, но мысль о том сам сможешь что-то подобным образом заработать давалась не просто, и ей не охотно верили колеги по офису. Также некоторые из них пытались делать флешки, но особо ничего у них не вышло. Да и не все верели в успех такой затеи. Тогда только недавно вышел iphone, и было довольно мало успешных историй, индустрия плавно вылезала из дебрей игр на дисках где рулили крупные издатели и крупные компании разработчиков (покрайней мере в моем сознании) и мысль о разработке игр самому как источником зароботка была чуть ли не дерзкой.

Кстати поучаствовал в конкурсе Евгения Кузьмина (Johny-K) на дизайн уровней к Cover Orange, и занял там кажется 3 место или вроде того. Что немного добавило уверенности в своих силах.

И так паралельно обдумывая все это, релизя билды по ночам в Gameloft'e и в оставшееся время допиливая игру как-то в раене начала апреля, парень сидевший рядом со мной скинул статью где какой-то разработчик выпустил очень небольшую игру, и заработал на ней $500. Возникла идея сделать также. В итоге от мега планов все свелось к минимуму: король в домике, ломаешь домик и попадаешь в короля. Или его стукает по голове балкой. Так получились Brave Kings которых я запили с исходников основной игры за неделю отпуска, и еще потом дополишивал недели две.

Brave Kings
Выглядело похоже на Angry Birds, очень популярных в то время (ну или же crush the castle).

Но сделать игру это одно, с нее еще надо получить денег как-то. На аукционе (fgl) дела шли вяло, что-то в раене пару сотен баксов. Естественно с такой суммой сложно было увольнятся и заниматся разработкой фултайм. И тут с поиском спонсора помог Дима Басов. У него был контакт bubblebox, и он каким-то чудом договорился с ним на $5000 за нашу флешку. Что было мега радостной новостью для нас, так как мы уже незнали что делать с ней. Но после спонсор сьехал на $3000 а после этого и вобще на $1800 (вроде) и поставил такую ставку на fgl. Это было всеже лучше чем ничего, да и потом их ставку перебили Kizi с $2000. С ними и зарелизились, продав со временем парочку сайтлоков.

И так потратив что-то в раене двух недель на игру, и заработав $2000 мы быстро прикинули наши будующие доходы (12*4000=48000, минимум!) Я и Жека уволились с Gameloft'a в апреле 2011 и начали делать игры сами.

Забавно вышло со стартовым капиталом, я откладывал деньги на мотоцикл весь год, накопил что-то в раене $3000, купил куртку и шлем и уже искал модель что купить. Да и плюс $1800 с игры что пошло мне (Жека получил $200 за арт, так как работы его было на пару дней). И все эти ~$5000 пошли на нужды молодой компании, а куртка и шлем еще 3.5 года пылились в шкафу: ) Жека кстати тоже вложил где-то пять тысяч своих накоплений. Так что как совет тому кто хочет начать стартап: денег у вас не будет на то что вы хотите, в идеале по началу.

Свобода

За год работы в геймлофте про нее легко забыть, банально быть на улице днем по среди рабочего дня и не парится по ночному билду было очень приятно. Поотдыхав недельку мы сняли 1комнатную квартиру в 9ти этажке на салотвке (спальный раён Харькова), с бабками у подьезда на лавочках



А вот наша кухня где мы обедали лапшой быстрого приготовления.



Мы всячески шифровались тогда что это не офис, даже купили плавательный матрас 2хместный и положили на пол, накрыв пледом. Типа это жилое помешение, наверно смотрелось очень странно, 2 парня, столы с компами и матрас. Особенно мы доказывали это типу который подключал нам интернет и интересовался не офис ли это, и почем мы покупали кресла.



После Brave Kings мы сделали игру со сомнительным названием Slow & Blow и продали ее Spil Games по performance сделке (где деньги платились только через пол года после релиза за количество кликов из игры на сайт).

Slow and Blow

Это было в раене июня. На тот момент денег оставалось уже не много после покупки компов, столов, кресел и т.п., оплаты аренды, даже с учетом что мы брали себе зп по $400. Как-то не вышло у нас за две недели по игре на $2000, что вобщем было логически ожидаемым. Да и 400 баксов в месяц было таки маловато, иногда прям впритык на дорогу на троллейбусе до работы и назад и все.

Мы решили сделать игру за неделю, просто потому что это весело, и вышла такая игра про яйцо — Magic Eggs (пародия на the is only level) и что-то там мы слышали про то что флеш игры зарабатывают деньги с рекламы на порталах, запилили сайт себе: Pegas Games и на него поставили ссылку в игре про яйцо, просто ради интереса.

Magic Eggs

Поняв что денег у нас на месяца 2-3 мы быстро начали делать новую игру, посути рескин Brave Kings с прокачками и ачивками, и так получился Skullhunter.

Skullhunter

Рассылая письма всем спонсорам мы были немного удивлены что никто не хочет покупать нашу игру за $5000 (это восколько мы ее оценили). Кажется самое максимальное предложение что мы тогда получали было $3500 или $3000, где-то так. Но мы то знали что она стоит $5000 минимум! Вобщем мы решили не продавать игру вобще, а так это был уже август и мы уже почти потратили стартовые 10 тысяч нужно было действовать очень быстро. Денег было на месяц вперед примерно. Вобщем понатыкав рекламу в игре во все места, и обтыкав ею сайт, мы выпустили игру сами. Было конечно стремно, так как в случае провала мы бы просто закрылись и все.

И нам повезло, реклама начала приносить неплохой доход в раене $100 в день. Также мы быстренько накидали уровней для Brave Kings, и вот он банер с игрой Brave Kings — level pack.

И за август мы получили $2700 с рекламы в игре и на сайте, а за сентябрь $1500. Это было довольно приятно, так как это были первые значимые деньги с которых мы могли делать игры дальше! Тоесть мы уже потратили стартовые $10000 и теперь были в открытом море. А еще в октябре нас попросили сделать рескин Magic Eggs (игры за неделю) за $2000! И кажется позже мы сделали еще кому-то сайтлок за примерно такуюже сумму.

Дебильные идеи дебильные только на первый взгляд.

Выбирая самоспонсирование флешек мы знали что хотим развиватся как компания, нанимать еще людей. Это было бы делать сложнее продавая каждую игру спонсорам, тратя на это время, и не имеея хоть какого-то пасивного дохода. Иметь больше контроля было для нас лучше.

А еще самоспонсируя флешки мы начинали лучше понимать как эти самые флешки зарабатывают деньги, что помогло сделать игры в этом плане лучше. Так как наличие данных с игр и с портала помогло оптимизировать это процесс.

Нужно больше лвл паков!

Мы сделали лвл пак на Skullhunter, еще один player pack (на самом деле не player) для Brave Kings, левел пак на Slow & Blow, рескин Slow & Blow — Boom, Pirates и его лвл пак (который был как длс с ценой в $1 сначала через mochi coins, но там была аж 1, 1 продажа Карл!, так что мы просто выпустили игру отдельно). Естественно в каждый новый лвл пак играло все меньше людей и было все меньше дохода с рекламы. Но всеже реклама приносила доход каждый месяц, мы могли даже ничего не делать и там что-то бы да капнуло.

Да и потом Spil Games заплатили за перформанс $3830, да и многие лвл паки ушли сайтлоками так что мы обросли жирком и повысили зп до $500!
Заработав в итоге с мая до конца года ~$19000, но также мы много и потратили.

Так как лвл паки давали все меньший еффект, мы решили сделать новую игру — Octeria, и делали ее месяца четыре.



В игре очень разнообразный искуственный интелект у врагов (на стейт машинах), вобщем только этим она наверно и особенна, так как она сделанна так что ужасно тормозит и в нее практически не играли. Вобщем 4 месяца в никуда и не одного сайтлока. Мы при этом ожидали что оно будет супер популярной конечно.

Задолбавшись делать игру так долго, мы взяли и сделали быстро и просто, игру ровно за месяц: Zomboz.

Zomboz

Как по мне она выглядила довольно легко и стильно на то время. Да и игра в целом нормальная вышла, не такая трешаковая как все предидущие.
Но она не была особо популярной, так себе вобщем. Мы еще потом сделали лвл пак.

Новый Офис

Итак перезимовав в однокомнатной квартире, собрав примерно $10000 на счетах и имея какой-никакой доход с рекламы ровно через год после начала мы решили расширится и переехать в 3х комнатную квартиру!

Вобще весна отличное время начинать что-то новое, это делается очень легко в это время года как-то.

После недолгих поисков 3х комнатной квартиры что б там было поменьше мебели (надо ж куда-то ставить компы и столы) мы переехали.

Понорама нового офиса немного из будующего photos.google.com/share/AF1QipMtIJsHAYGBhZ8N84hMZHq5R8nNvCntQZOygFgl-6Ts5jJyO9QGaZqDcSITTUW4GA/photo/AF1QipPt0ful3gN0u94yyq-GxOMh3SDcSUG9GAvU-VVA?key=WXN6NVhoLUp3ZDVROVAwaEJSajJHRUVHUElyS3B3

Новая кухня!

Новая кухня

Вобщем квартира была как из прошлого, все советское и старое. По началу нас это особо не парило вобщем.
Забавно что когда мы только переехали и заносили компы к нам в квартиру ворвалась бабка с этажа выше под предлогом что у нее поломался радиотелефон, типа что б мы глянули что с ним, прочекала обстановку вобщем кто заехал, зачем и т.п.

Первые работники

И вот мы соблюдая максимальную конспирацию, купив самый дешевый мобильный телефон и симку зарегистрировались на сайтах с работой Харькова, с обьявлением о поиске программиста. В обьявлении указали что у нас дружный и молодой коллектив и все дела.

Вобщем кандидатов было не много, на удивление мало людей хотят что-то делать но любят жаловатся (что нет работы например). Даже тестовое (по email) более менее адекватно смогли выполнить только 2 человека, и взяли мы одного из них на работу (так как 2й слился, видимо наш офис не внушал большого доверия или еще что-то). Хочу заметить что мы искали людей без опыта даже, просто со знаниями базовыми програмирования, примерно также как в то время искал gameloft в Харькове, да и платили мы столько же примерно как и там новичкам.

Что-то начало получаться

Идея новой игры появилась когда я играл в Skyrim и мой перс упал с горы и весело с нее долго падал, идея была что кукла падает с горы а ты ее как-то пихаешь но позже осталась комната с оружием, а потом оказалось что есть игра Flackboy, но у нас вышло Flackboy + Achievement Unlocked.

И пока новый программер с Жекой делали игру Ragdoll Achievement

Game and Fake
Слева фейк тестового задания, справа финальная игра.

Я потратил месяц или два на игру которую мы потом остановили. И оказалось что у нас 2 програмера и 1 художник, тоесть не хватает еще 1го художника. Достали телефон, зарядили и добавили обьявление о работе для художника.

С ним у нас было собеседование часа два, видно он и хотел у нас работать и небыл уверен до конца, но мы показали игры что успели сделать за это время и теперь нас стало четверо.

Расходы естественно тоже выросли, мы уже не тратили меньше $2600 в месяц, зарплаты, аренда, новые компы и т.п. Себе же мы платили столько же сколько и работникам тогда, это были все теже $500.

И мы как-то снова оказались в ситуации что денег у нас осталось не много а доходы не покрывали все расходы. Но Ragdoll Achievement оказался довольно успешной игрой. Как и Pheus and Mor. Оба получили фичеринг на kongregate. Вобще в Pheus and Mor очень эмоциональная история, многие игроки на конге оставляли коментарии что даже плакали в конце. Еще игра получила награду лучший арт на Flash Gamm! и я ездил рассказывал про нее на Casual Connect в германии, довольно позитивный опыт. На самом деле мы очень старались повышать планку качества в наших играх, и продумывали все мелочи. Даже сейчас есть идея довести эту историю до логического конца, но не в формате флешки.

Pheus and Mor

После Pheus and Mor мы думали над идеей новой игры, что-то было про машинку которой надо строить путь от точки А до точки Б но в итоге вышел Snail Bob, только про машинку под названием Wheely.

Wheely

Это был просто взрыв трафика, как в игре так и нас сайте. Посути первый наш хит. В отличии от Snail Bob мы старались делать окружение и его елементы более реалестичным, например платформа не могда просто висеть в воздухе. Оно далжна была как-то там крепиться и т.п. После Вилли мы сделали 2 не особо удачные игры, Cat Shmat и TIO.

TIO как-то неадекватно много времени у нас занял, года пол, а игра вышла такой себе. Иногда бывает что проект затягивается, и ты замечаешь это как-то не сразу. Обычно это сигнализирует о том что у игры есть большие проблемы. Но кажется что еще чуть-чуть доделать, дофискить и в релиз. Как на практике такие игры потом и неочень показывают себя. А вот игры что делаются быстро как-то идут очень хорошо. Вобщем такое забавное правило, покрайней мере на нашем опыте.

Но зато потом мы сделали Вилли 2 и он был еще более успешным чем первый.

И так у нас была компания из 4х человек, все парни. Мы довольно часто обсуждали различные вещи во время обеда, на разные темы. Играли в игры по сети после обеда. Как-то даже купили Terraria и просто играли в нее весь день в 4ром по сети (как до этого было и с Minecraft). Было довольно весело, и работалось легко.

Увольнения

Мы особо ничего не знали о том как надо нанимать людей, и что потом вобще с этим делать. Приходилось учится походу дела, как ставить рабочий процесс и т.п. С нашим художником у нас начали все чаше появляться разногласия в плане хода разработки игр, в плоть до абсурдных вещей. И в определенный момент мы решили с ним расстаться, так как споров было больше чем работы. Да и к томуже он постоянно искал работу в других компаниях, может ему что у нас не нравилось, может и зп была маленькой, конечно и наш косяк тоже.

Квартирник

Сидя в старой советской картире, с обоями которым лет 40, работая в черную, и заходя каждый день в подьезд где на первом этаже даже свет не горит, особо не чусвуешь стимула что-то делать и к чему-то стремится. Незнаю как точно это назвать, но это что-то вроде черной дыры из неблагополучного окружения, которое тебя засасывает. И надо иметь силу воли чтобы сделать шаг вперед и рискнуть. По началу мы особо не переживали что работаем в картире, но со временем это становилось более некомфортно. Приглашать людей на собеседование в убитую квартиру было немного странно. Мы пытались это немного сгладить, и провели косметический ремонт, оборвав обои и покрасив стены.

CCCP

После покраски стало чуть веселее, правда по этому фото не особо видно.

new

Итак оставшись без художника мы начали искать нового. Нам писало довольно много людей, но тесты почти все делали довольно стремные, на уровне каракуль в paint. Или же были люди с опытом, которые довольно неплохо рисовали но нам не хватало денег чтобы их нанять. И часто такие люди были уже довольно взрослые. Мы же хотели придерживатся примерно одного возвраста в компании, что б всем было комфортно работать и у всех были примерно одни интересы и цели в жизни.

Как-то мы нашли художницу, у которой были довольно клевые скетчи, но у нее небыло опыта работы. Тоесть рисовала она неплохо, но не игровую графику. Вобщем мы с ней немного намучались, но и сами чуть больше поняли какую графику надо делать в играх.

Вот так у нас выглядел уровень после 2х перерисовок, слева то что стало.

Tiny King

В итоге игру (Tiny King) мы делали чуть-ли не год, вобщем сам незнаю как так вышло. Опять все затянулось, и игра вышла так себе. Позже у художницы уже получался довольно клевый арт, например как в вилли 5:

wheely 5

И как-то мы поняли что у нас пустует 3я комната (в которой была игровая). Прикинув мы решили взять еще двух людей, программиста и художника. Программист оказался знакомым нашего первого программиста, и вобщем быстрее всех сделал тест и сделал довольно неплохо. И так нас стало 5ро.

А вот с художником было сложнее, никак не могли найти никого кто б сразу подошел, и взяли того кто был лучше на данный момент, так как время шло а арт надо было рисовать. И нам попался паренек Олег. Вобщем он совсем не понимал что мы от него хотим, и у него что-то не получалось рисовать уровни для наших игр, ктому же у него были проблемы с комуникацией, хотя мы всеже пытались сработаться. Но как-то после обеда решив проверить как у Олега получается уровень, я заметил что он рисует какого-то робота в фотошопе, причем это был не робот для игры а просто какой-то левый робот. На вопрос что это олег сказал что это для портфолио и в тотже день был уволен.

Вобщем искать людей тоже надо уметь, и надо понимать их уже на собеседовании чтобы економить свое и их время. Думаю это целая наука, но мы не особо в ней продвинулись, за все время мы работали всеголишь с 12 людьми, так что данных для анализа маловато.

После Олега мы не могли найти художника некоторое время, хотя как-то раз нам написала художница из Рубцовска. Нам очень понравились ее арты, но название города было совсем незнакомым. Оказалось что это город в России, да еще и за пару тысяч км. от нас. Что нас немало удивило. Мы уточнили обратила ли она внимание на город и страну в вакансии, на что она ответила да. Сказала что у них с работой жопа, и может приехать хоть к нам. Правда мы некоторое время размышляли, так как ей пришлось бы платить чуть больше чем мы платили на данный момент, но всеже мы пошли на это.

Очень полезно всегда, пусть на чуть-чуть поднимать планку что б не стоять на месте.

Удаленка

Спустя пару месяцов по ряду причин (не связанных с работой) наша новая художница вернулась домой в Россию, и мы продилжили работать с ней удаленно. Также мы начали работать удаленно с художником Денисом Новиковым (возможно здешняя тусовка его знает по игре Divide by Sheep). Денис рисовал арт к новому Вилли 3. Когда мы только начинали работать и искали фрилансеров, в основном все говорили что тут работы на 1-2 недели. Это на 12-15 уровней вилли, обычно мы их делали 3 месяца с правками. И после того как мы только неделю пытались найти стиль, видимо Денис понял что быстро тут не выйдет. Хотя он молодец, игру дорисовал в срок и очень качественно. С ним же мы решили и отрисоавать вилли 4. По началу все шло ок, но потом Денис пропал на месяц, потом обьявился, потом еще на месяц или два. А потом просто сказал что не будет дорисовывать игру, типа пока. Как-то не очень красиво как по мне, можно было сказать это сразу а не шифроватся столько времени где-то. Хорошо что мы делали арт намного заранее и нам особо было не важно по срокам.

Также работая с Таней (художница из России) приходилось долго обьяснять вещи по скайпу, что было по просто показать и обьяснить будь человек на месте. Также любые недопонимания в таске решались за пару дней, так как созванивались мы обычно раз в день, и какой-то вопрос решался очень долго, просто изза растянутости во времени.

Вобщем по нашему опыту работать удаленно зло, еще более зло работать фрилансерами, так как они обычно привязанны к сумме заказа а вы привязанны к качеству в итоге у вас разные интересы и обычно это выливается в проблемы.

Работать с работниками же удаленно можно, так как у них зп и вы можите спокойно думать об игре, но мелкие вещи занимают очень много времени. Вобщем для себя решили что удаленно работать не будем. По этой и по некоторым другим причинам мы спустя время расстались с Таней.

Забегая чуть вперед, вот такой у нас вышел график.

workers

А вот еще что

Как видно по графику, наш первый програмист (Костик) вскоре тоже перестал у нас работать. А все по тому что он брал код рабочих проектов и делал на них свои игры. поначалу там была трешаковая игра, совсем не похожая на все что было у нас и по арту и по геймплею. Но потом как-то он выпустил игру где был не только движек игры вилли исспользован но и арт из не вышедшей еще на тот моент игры что мы делали сами. Хотя арт был исспользован ввиде декорации, это было как сигнал для нас. Мы же тогда решили его не увольнять, а дать ему еще 1 шанс. И в итоге Костик выпускает игру Weesix, с названием очень похожим на нашего Wheely.

Да еще и местами со спертым дизайном уровней:
wtf man

wtf

Естественно на движке вилли. Игра конечно вышла трешем еще тем, но после этого Костик у нас перестал работать, и мы задумались над тем что мы вобщем-то никак не защищены от такого, так как работаем в черную и никаких договоров у нас нету.

Регистрация компании

Вышло так что на тот момент у нас еще работала Таня, и она снова собиралась приехать к нам в Харьков. А так как законы перебывания россиян в Украине ужесточились, мы решили сделать все легально, с приглашением на работу. Начали разбираться с этим, и как всегда наткнулись на стену пофигизма и бюрократии но знакомая бухгалтерша нам со всем помогла. Оказалось что нам нужна компания, ну нужна так начали делать. Кстати регистрация занимает примерно неделю, довольно не долго как по мне.

Кстати краткий курс для чайников, например таких как я был на тот момент. Что из себя представляет компания? Обычно в компании есть акционеры (1 или больше), тоесть они являются собственниками компании. В компании есть директор, это посути работник. И с его зп платятся все налоги. Также он подписывает все документы, и посути управляет компанией. Акционеры могут получать деньги посредством снятия их как дивидендов (которые облагаются налогом кстати, что-то в раене 20% в Украине), обычно это можно делать раз в год после сдачи декларации о доходах. Но в некоторых странах (например в Литве) можно в любой момент, нужно долько сдать еще одну декларацию о доходах, что повлечел еще дополнительные расходы на бухгалтера. Хотя может так можно везде, тут я еще не уверн. В любом случае снимать деньги уже не так удобно как просто со счета в банке. Хотя акционеры тоже могут быть работниками и получать зп, и платить с нее все налоги. Вобщем как-то так.

Итак, мы подали заявку в центр занятости, с вакансией которая была нам нужна (и соответствовала диплому о высшем образованиии Тани). И вот заявка должна была там поварится месяц, после того как никто не найдется (а гарантией этого была естественно некая сумма денег) мы могли уже официально нанимать Таню. Забавно что в центре занятости сказали что почти никто не брал так работников за последний год или пол, что немного странно как мне показалось.

Также мы открыли компанию и в Литве (большое спасибо Алексею Flazm Давыдову за помощь в этом вопросе), там и налоги меньше и возможность туда переехать теперь просто упирается в деньги.

А в итоге оказалось что Таня не приедет: ) Но зато у нас была компания. Кстати называемся мы теперь Mana Potion Studios.

Mana Potion Studios logo

Нужно больше вилли!

Сделав некоторое количество неудачных игр и видя что в нашу серию Вилли играют довольно много, мы решили забить на все остальные идеи игр и просто клепать вилли, один за другим. И после вилли 4 мы решили сделать еще 4 вилли. Но как-то так вышло что как-раз после этого решения очень сильно просел трафик с игр. Новый вилли 5 принес совсем мало трафика.

Pegas Games all time

С вилли 6 и 7 было не особо лучше, скорее даже еще хуже. И вот он последний гвоздь в гроб портальных флешек. Покрайней мере для нас. Да и еще я на момент выхода вилли 6 уже чуть ли не полтора года делал сетевой флеш шутер Fury Lands на который мы забили в итоге, по ряду причин. Хотя демка рабочая есть.

Самоспонсирование

Например, как было у нас с Вилли 3. Игра вышла 25 апреля 2014, и скачек в рекламе за апрель вышел в $1500, и в след. месяце это было что-то в раене $9000, во второй месяц этот пик был уже где-то в $3400. Тоесть по началу скачек быстро падающий, и оставался плавно утухающий хвост который будет и через несколько лет что-то приносить, но конечно мало. Сейчас уже таких пиков нету конечно. К томуже Вилли 3 был самым успешным запуском, если считать по рекламе.

Новый офис

И мы наконец выбрались из подьезда и переехали в офисное здание, сняли небольшой офис на 44 кв. м. и он стоит нам ~$210 в месяц.

Вот его небольшая панорама. Конечно не как в Blizzard или Valve но у нас еще все в переди.

Работается в нем как-то легче и теперь мы все сидим в одной комнате что упрощает комуникацию.

Что дальше?

Осенью мы добавили все наши флешки на facebook, и они там неплохо раскрутились принося $2000-$3000 в месяц с рекламы.

Но так как флеш для нас закончился мы решили перебиратся на мобилки, вот уже выпустили 1ю игру: Top Archer, лайкните если можно: ) Пока идет вяло, но посмотрим как будет дальше. Пытаемся без издателя, как и было на флешках. Также в планах на этот год релиз на Steam.

Еще важно не только ставить цели, а и находить пути их решения. Например что если мы хотим заработать $1000000 за год, делаем ли мы то что нужно? На портальных флешках так далеко не уедишь, нужно делать что-то другое. Возможно и кто-то из вас забыл такой вопрос у себя спросить: )

Конечно за 5 лет много что произошло, и все не влезет в формат статьи которая и так вышла довольно большой. Надеюсь вам было интересно читать а может местами и полезно. Постараюсь ответить на вопросы в комментариях.
  • +29

Комментарии (50)

+3
Это просто охуенная рабочая биография, Антоха! Удачи вам!

И после вилли 4 мы решили сделать еще 4 вилли.
:D
0
Спасибо!: )
0
я заметил что он рисует какого-то робота в фотошопе, причем это был не робот для игры а просто какой-то левый робот. На вопрос что это олег сказал что это для портфолио и в тотже день был уволен. Веселый человек, Олег))))
0
Та вобще: )
+1
Напишите, пожалуйста, подробнее о добавлении игр в FB.
0
Поддержу. Катани пост про фб.
+1
И я поддерживаю! Пост о фб в студию)))
+1
Просто добавляете игру на фб, как на конг примерно. Там ужесточились правила проверки игры правда, и мы с тех пор не заливали, вроде как очень сурова проверяют и ничего не пропускают, ну или почти ничего.

Но если пропустят то нужен сервак свой, где будут хранится сейвы и скорзы. Хотя может можно без него, но тогда не подхватится сейв если юзер зайдет с другога компа. В любом случае нужен хостинг с sll сертификатом, facebook принимает только ссылки через https.

Начать можно тут: developers.facebook.com/

Если вас заапрувили и все ок, вешаете рекламу по бокам как тут: apps.facebook.com/wheely-time-travel/

Можите еще поверх видео рекламу www.applixir.com/, она есть в списке дозволенных на фб, или же просто цпмстар банер на черном фоне, но цпмстар сдулся что-то. И еще вам нужно будет попросить facebook tags, так как дефолтную цпмстар крутить нельзя.

Как щас с дестрибуцией незнаю, там после апдейта на суровую проверку как-то поменялось все.
0
Прямо суровее чем AppStore?
0
Очень интересная история, спасибо автору. У нас очень похожая история получается))). Мы начинали с Виктором Солодиловым (с которым сейчас работает Денис), тоже сняли двух. комн. квартиру под офис, тоже наняли 4-ех людей, два художника и два прогера. Поработали так правда не долго, но сделали 4-5 флешек, а через мес. 8 (примерно) нашей работы, мы решили (по определенным обстоятельствам) пойти разными дорогами. После этого мы с несколькими ребятами организовались в студию) где и работаем. За это время (долгое...) сделали три игры WAR HEROES, Brave Heads и FEEL THIS PAINT. Сейчас делаем steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=673255471 Стим версию WAR HEROES.
Очень интересная история и познавательная!
0
О давно отличных историй не было. Харьков столица флешгеймдева был похоже.
Так в чем ваша цель то сейчас? Заработать или стать большой студией? Ну и дальше будете пилить вилли? Не хочется студией сделать чегото такого крутого?
0
Ну так я в конце написал про что дальше, щас короткосрочная цель мобилки и стим. Долгосрочная — развиватся дальше как компания.

Вилли щас последний 8й будет и все, его продаем.

Крупное хочется, скорее хардкорное псшное даже, будем пробовать такое на стим.
0
Отличная история, молодцы! :)
0
Спасибо!: )
+1
Второй раз перечитал. Так а что с налогами? Сколько в Литве и сколько у нас? Зачем схема с опционами?
0
В литве налог на прибыль 5% до 300000 евро если в год. У нас 20% полюбому. И в Литве можно работать в ноль или в минус, например. У нас же в Украине внегласные указания платить не меньше 1% от оборота (даже не от прибыли). Ну и 75% валюты продавать которая завтра хз какой курс.

Это если не упоминать что Литва это уже европа, европейские банки и законы.

Что такое опционы?
0
А от куда цифра в 20% налога, а негласное указание платить не меньше 1% от оборота это вообще бред какой то, от куда вы вообще это взяли и что больше всего интересно куда вы это уплачиваете?

Есть общая система налогообложения как для ФЛП так и для ООО она одинакова —
18% на доход (доход = выручка минус расходы, в расходы например можно указать арендную плату за офис, стоимость оборудования и бла бла бла там много деталей и нюансов) + 1,5% с дохода это военный сбор + 20% единый социальный взнос (20% дохода, но максимум с 38750 грн., то есть если доход привысил 38750 грн. то ЕСВ все равно составит максимум 8525 грн, то есть 20% от 38750)

Так же есть упрощенная система, 3 группа которой позволяет вести ВЭД и облагается налогом в 5% с дохода (не учитывая расходы, вроде) если доход не превысил 5000000 грн. за год. А все что превысит оплачивается уже по ставке 18%, так же если превышен порог 5000000 грн в следующем году вы теряете право пользоваться упрощенной системой (вроде).
0
Что то у вас каша из налогов для ООО, работников и ЧП вышла.

Ну не 20, 18% у нас, ок напутал чуть. Откуда 1%? Ну будет у вас ООО узнаете: )
0
Для всех субъектов хозяйствования существуют всего 2 системы налогообложения — общая и упрощенная. И неважно вы юр. лицо типа ООО, или ЧП, или ФЛП (физическое лицо-предприниматель), или еще что то. По этому не может быть «каши» из налогов ООО и ЧП, так как налоги для них рассчитываются по одной и той же системе (точнее по одной из 2х существующих) с одними и теми же ставками. (на всякий случая оговорюсь что ЧП это частное предприятие, а не частный предприниматель как многие думают, а под понятием — частный предприниматель подразумевается ФЛП — физическое лицо-предприниматель или на укр. ФОП — фізична особа-підприємець)

А про «налог работников» т.е. НДФЛ я вообще не упоминал…

"В литве налог на прибыль 5% до 300000 евро если в год. У нас 20% полюбому" — изначально меня именно это побудило написать комент.
Во первых — у нас совсем не «полюбому» 20% и у нас тоже есть система со ставкой в 5% как я уже написал выше.
Во вторых — изначально я не поинтересовался этим, но потом искал и не нашел инфу про 5% до 300000 евро, зато нашел инфу про 5% до 500000 лит (чуть меньше 150000 евро) и ограничение до 10 работников (естественно находил я все не в официальных источниках).

Сравнивая украинскую 3 группу упрощенки и литовский статус малого предприятия получаем примерно вот что:
Украина — 5% налога до 5 млн. грн. (примерно 180 тыс. евро) и не ограниченное кол-во работников
Литва — 5% налога до 500 тыс. лит (примерно 150 тыс. евро) и ограничение в 10 работников

А касательно автоматического перевода 75% валюты в гривну это безусловно лютая пичалька, и совсем не в пользу украины) но это вроде временная мера, хоть ей ничего не мешает перейти в постоянную..)

Так же про 1% не ясно совсем, ничего подобного официально не существует, а если вы этот 1% бошляете кому то, то это ваши «проблемы»

P.s. забыл о главном то — Спасибо за статью! реально интересно было читать!
0
Да я не собераюсь никого убеждать, сказал как мы сделали. 1% от оборота нужно платить налогом на прибыль минимум. А то будут проверки различные и другие пррблемы.
0
вот согласен. Я так понимаю что 99% платят просто 5% налога до 5 млн гривен ииииииии где-то 900 в квартал пенсионерам. Ну и все. Поэтому не понял как в Литве можно платить меньше. Призываю vinch в тред.
0
Я же писал что у нас компания (ООО), это не ЧП. Вот налог на прибыль там меньше в Литве, ну и другие бонусы. В статье написал же.

Компания так как мы делим прибыль с партнером, да и управление и отчетность у такой формы вроде как очень простая (по сравнением с другими формами где делится доход).
0
это понял, не понял зачем ООО и интересен процент инди ООО.
0
какая разница ООО или ЧП? налог один и тот же! вы со своим ООО можете стоять на 3 группе упрощенки и платить 5% + мелочь от дохода, без учета расходов, и до 5 млн грн, уже в третий раз говорю!!! И отчетность проще будет!
А вы почему то пишете что в украине полюбому надо 20% налога отваливать!!! Или что у вас ООО а не ЧП, да мы поняли что у вас ООО, только это не имеет значения!!! ООО тоже МОЖЕТ пользоваться упрощенной системой налогообложения!!! (четвертый раз сказал) :)

в литве копмании с доходом до 500 тыс лит (примерно 150 тыс евро) могут получить статус малого предприятия и платить те же 5%! получается примерно то же самое! А если доход до 1 млн лит (примерно 300 тыс евро) то тогда компания может не платить налог с 25 тыс лит но с остального дохода платит 15%!

Да в литве подоходный налог ниже и составляет 15% в отличии от наших 18%, но все остальное там выше!

«не понял зачем ООО» — ООО потому что их двое, 2 соучредителя! ЧП тоже можно на двоих и более (частное предприятие, а не частный предприниматель)
0
Ага, а на упращенке нету ограничений по експорту или типу деятельности?
0
ограничения есть но они не касаются вашей деятельности, и так же 3 группа позволяет ВЭД

да, заркуа уже кинул ссылки)
0
Да какая разница-то теперь уже. Компания уже есть, можно получать внж и становиться нормальным былым человеком с твердой валютой в кармане. Уж одно это стоит налогов, если есть с чего их платить. А в Литве они не самые высокие в ЕС мягко скажем. Вы там в литовскую фирму кстати формально за денежку на работу не берете? :D
0
Да мне вообще никакой разницы, просто человек имел не совсем верное представление о конкретном вопросе, и соответственно делал неверные выводы… откуда мне знать может он вообще не в курсе и платит кучу налогов когда мог бы платить меньше, вот я и попытался объяснить. Я ж не агитирую и не ору типа да ну эту литву, у нас тут все лучше!
И кстати с ВНЖ все вроде по сложнее стало, даже на блогах кто то писал если не ошибаюсь.

И еще кстати, на днях нац банк снизил процент который атоматом конвертируется при поступлении в иностранной валюте с 75% до 65%
Тут в соседнем посте заркуа всякие полезности по теме законопроекта 4496 постит за что ему спасибо, про снижения процента это я там узнал
flashgameblogs.ru/blog/news/1835.html#comment47206
0
И кстати с ВНЖ все вроде по сложнее стало, даже на блогах кто то писал если не ошибаюсь.
поговаривают надо литовца на работу брать обязательно. Ну и ВНЖ Литвы с ООО это странно. ИМХО, можно те же 300к за ВНЖ выложить за теплую Испанию (если они есть конечно) и получить приличного размера виллу в Барселоне и ВНЖ в придачу.

И еще кстати, на днях нац банк снизил процент который атоматом конвертируется при поступлении в иностранной валюте с 75% до 65%
там для юриков, но хоть какие-то подвижки уже да. Поговаривают, что при текущем раскладе в течении года все снимут.
Ну и я тоже не агитирую, просто удивился, что можно уехать из Украхи из-за высоких налогов в ЛИТВУ.
Думал накатать минипостец про налоги для инди, получение ФЛП в Украине, документацию и вот это все, но там столько материала, что энциклопедия наберется.
0
3х литовцев для ИП теперь нужно. Просто лавочку прикрыли для формального бизнеса на бумаге, как раз когда тут в блогах ч-к про ИП писал. ООО это не странно, а вполне стандартный вариант. Открыть компанию всяко дешевле тупых инвестиций в четверть-пол ляма евро в зависимости от страны. Просто одиночке ООО ради внж достаточно затратно, а если нормальная компания и работает не только на бумаге, то збс. А так есть варианты и проще, коих немного, так и сложней.

По поводу налогов, в чем я честно не рублю, не всё так однозначно, как меньше и больше, ибо налог не один, а куча и есть также куча всяких вычетов.
tema.livejournal.com/2211528.html
ft.dirty.ru/pws-skolko-nalogov-v-strane-i-kak-slozhno-ikh-zaplatit-1052905/
0
Открыть компанию всяко дешевле тупых инвестиций в четверть-пол ляма евро в зависимости от страны.
www.meeting.lv/permanent/vid-na-zhitelstvo-v-latvii-pri-pokupke-nedvizhimosti.php ну такой вариант норм вполне, не?
0
Кстати с компанией можно не только вид на жительство, но и разришение на работу иметь. Тоесть получать зп, со совей же компании например, и все остальные социальные фишки.
0
www.meeting.lv/permanent/vid-na-zhitelstvo-v-latvii-pri-pokupke-nedvizhimosti.php ну такой вариант норм вполне, не?
Я мысленно отнес такие покупки к инвестициям, каюсь. Вариант норм, если ты уже Заработал с игры мечты. Но с 250к в кармане есть варианты интересней и недвиги и Латвии.
0
ну Испания уже норм и еще пару стран в ЕС. Кипр еще есть.
0
Еще есть Мальта, по моему один из лучших вариантов:
официальный английский язык
классный климат
и полные привилегии от гражданства члена ЕС
но там 250к не хватит :D

А вообще согласен с spiri2 отдавать сотни тысяч евро чтобы переехать в латвию, как то не особо тянет, были бы у меня 250к евро, мне бы и здесь хорошо жилось бы :D
0
Ты не забывай что ты как ЧП работаешь и у тебя одни налоги, а у ООО другие.
0
Пока не берем: D
0
Уточнил и бухгалтерши, там 5% с оборота а не с прибыли. Что как вы понимаете не очень.
0
«Ты не забывай что ты как ЧП работаешь и у тебя одни налоги, а у ООО другие.»
Я вот не пойму о каких РАЗНЫХ налогах для ЧП и ООО вы говорите? В чем они разные?

«Уточнил и бухгалтерши, там 5% с оборота а не с прибыли. Что как вы понимаете не очень.»
Да все именно так, я уточнял это 2 раза в записях выше!
«5% с дохода (не учитывая расходы, вроде)» и «5% + мелочь от дохода, без учета расходов»
И тут уже надо смотреть по конкретной ситуации. Для тех у кого есть множество трат которые можно списать в расходы возможно будет выгоднее оставаться на общей системе.
К примеру если взять доход в 100К дол. в год:
Вариант 1, упрощенка — На упрощенке надо будет заплатить 5% то есть 5К дол.
Вариант 2, общая система — Что бы на общей системе заплатить не больше чем 5000 дол. налога со 100000 дол. оборота ваша прибыль должна составить не больше чем 27777 дол. (18% от 27777 = 5000), соответственно ваши расходы должны составить минимум 72223 дол. А если скажем у вас расходы составили 30000 то прибыль составит 70000, а 18% от 70К это = 12600 против 5000 на упрощенке.

Просто посмотрите сколько налогов вы заплатили за прошлый год, и если сумма сильно больше 5% от оборота за тот же период, то возможно стоит задуматься.

И кстати не могли бы вы уточнить, я думаю многим будет интересно — в Литве, уплачивая 5% это тоже будут 5% с оборота или с прибыли?
Мне почему то кажется что с оборота. Но если с прибыли то это конечно шикарно!

И еще очень интересно, если вы являетесь плательщиком НДС, как вы его рассчитываете? Как он применяется к доходу с рекламы например?
Или вы платите только 18% подоходный + 1.5% военный сбор + соц. взнос без всяких НДС?
0
В общем то да, можно сравнивать доходы/расходы с % от прибыли и как было бы выгоднее, довольно интересная тема.

В Литве 5% именно с прибыли, и да там становится 15% после ~300 000 тысяч евро, кажется это цифру видел в документах от Invest Lithuania.

Мы работаем без ндс.
0
Спасибо за статью. Больше всех повеселил не художник с роботом, а программист с вашим кодом и артом «в качестве декораций». В цивилизованном обществе его не только бы уволили, но и ноги переломали бы.
0
Ну если б игры у нас были серьезней на тот момент то просто так бы не законилось наверно, а с флешкой еще прокатило.
0
Классный отчет! Удачи!
0
Спасибо!
0
Отличный пост! Много жизненных моментов :) Как ваши успехи с мобилами и Tap.pm? ;)
0
Да Офир что-то очень медленно отвечает, вечно где-то ездит и статы от него не дождешся. Вилли вроде там норм инсталов набрал но они его криво портанули как-то что видео реклама крашится. Щас переделывать все на юнити собрались. Как-то так.
0
Не вы портировали? Они купили сорсы + доп условия?
0
Пост отличный, большое спасибо!

Только по поводу фриланса обидно.
Вобщем по нашему опыту работать удаленно зло, еще более зло работать фрилансерами
Я уже более 6-ти лет фрилансер. И на небольших заказах работал и как удалённый работник и мне казалось, что всё хорошо. Но оказывается есть такой вот взгляд работодателей…
Может дело, как обычно, в людях, конкретные исполнители не очень хорошо себя показали.
Для себя открыл за эти годы, что моя эффективность на удалённой работе выше, чем в офисе. Хотя, возможно, это дело привычки.
+1
Ну на выборке в 2 человека наших не показатель конечно, может на больших количествах и при другой организации рабочего процесса результат был бы другим.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.