Коротко о Casual Connect

11-13 февраля в Амстердаме прошел Кежуал Коннект, на котором мне посчастливилось побывать и я решил написать эту статью для тех, кто не был еще ни на одной конференции.

Довольно сложно передать чувства, которые испытываешь на конференциях людям, которые на них не были. Думаю адекватно задать себе вопрос «зачем мне ездить куда-то?» и «что мне это даст?». Кежуал очень комплексное мероприятие и поэтому, чтобы описать его я буду сравнивать его с Девгаммом либо просто с абстрактной конференцией.



До этого я видал Кежуал в Гамбурге и в Киеве и к удивлению все три абсолютно разные. Неизменная традиция препати осталась. Это значит 10го числа, за день до конференции народ собирается в каком-то месте, где есть анлим пива, вина и закусок и знакомится. Ты берешь свой бейдж, бокальчик белого вина и садишься с девушками из гейминдустрии на диван у камина под звуки живой музыки (ну я серьезно сейчас). Но берегись девелопер этих коварных женщин! С одной стороны компании посылают очень красивых девушек, с другой же стороны девушки не знают Гейба и ХЛ3 (снова на полном серьезе говорю, насчитал троих) и прямо полноценно поговорить обо ВСЕХ играх не выйдет. Так что идеально место на препати для девелоперов — компания нердов, которые болтают о разработке или можно поговорить о чем-угодно с кем-угодно потому что все настроены супероткрыто. Еще все обсуждали флеппи берд.

Приятно встречать старых знакомых, видеть как эволюционировали их проекты или как они их похоронили с потрохами (тоже приятно хехехе) и взялись за новый и конечное очень интересно слушать предсказания.

По моим наблюдениям отсутствует некий «средний класс». Т.е. на люди или очень богатые, супер известные спонсоры/инвесторы/паблишеры или же не очень *грустный смайл*. И мне немного было странно когда называли крупные хидденобджект проекты или социалки, о которых я и в жизни не слыхал. Рынок сосалок и казуалок все еще огромен и все так же не сильно пересекается и инди. Там свои правила и абсолютно другая жизнь.



А когда встреча заканчивается, то все инди (коих было под 250) идут или едут на трамвае в хостел. Не хотел писать много об Амстердаме, но думаю не выйдет. До конфы я был три дня в городе, немного попривык, но все равно некоторые вещи непривычны. И раз я пообещал рассказывать и плохое, то скажу, что четырехзвездочная гостиница в самом центре Амстердама на уровне хостела в котором жили инди. Хостел находился возле огромного парка ванделпарк, ирландского пивобара, блинной, аргентинского ресторана и кофешопа. Не представляю более удачного расположения для туристов. Комнатки мелкие как и везде, но довольно чистые. И кроме приветливых людей на всех уровнях персонала во всем Амстердама очень очень очень очень радует еда. Вспоминаю как на духу что дают на завтрак в хостеле: 3 видал горячего!!! мягкого хлеба, 4 вида колбас, вареные яйца, сыры, масло, 4 вида джемов, нутелла, присыпка и апельсины, бананы, яблоки, 2 типа мюсли, кефир и йогурт, яблочный сок, апельсиновый сок, кофемашина и чаи чаи чаи. Еще там какая-то фигня вроде овсяного печенья и такого рода штук, которые могучие девелоперы вроде меня пропускают с ухмылкой. А когда ешь прекрасный вид на ванделпарк. К чему ты рассказываешь нам о гастрономических вещах, Заркуа, спросит наивный читатель? Охохо, дорогие мои. Это все очень НАСТРАИВАЕТ. Ты ешь с девелоперами, расслабляешься и у тебя прекрасное настроение еще ДО конференции.

Итак первый день.

Ты приходишь в здоровенский зал и ищешь свое место. Раскладываешь свои причиндалы на стол, запускаешь игру и все. Ты готов.
В течении следующих часов все что нужно делать, это смотреть как незнакомые люди играют в твою игру. Бывает, что это бизнес люди, которые после интересуются нужен ли ей паблишер, монетизация через их сервис рекламы да что угодно. Бывает, что это инди, которым интересно какие игры еще есть на конференции. Бывает, что это просто скучающие люди. Игры очень разные, а поэтому и околоигровые вещи очень разные. Кто-то приносит маленькие плюшевые игрушки и айфон, а кто-то плазму на 50 дюймов и иксбокс. Инди игр очень много, и они действительно крутые. Если вспоминать киевский Кежуал и Девгамм, то на втором мне гораздо больше понравились игры. Но в этот раз на европейский кежуал приехали реально крутые инди игры. Не буду писать кучу текста про самобытность и новизну, но скажу, что лично я бы играл в Reus, чем в метч3 или бесконечный ранер. За это хотелось бы сказать публичное спасибо Юле @michkis, поскольку именно она ответственна за все, что касается инди игр на Кежуал Коннекте.

center

Что было не так.

Мне кажется минус главный минус был в размещении инди игр.
Справа от меня в бесперебойном режиме парень на заказ готовил очень вкусный кофе (желтым на фото), поэтому очереди там были постоянные. А сзади стояли диванчики (светло-коричневым на фото), на которых чатились люди. Так что проход к моему столу был очень непростой и больше всего от этого пострадал мой сосед справа с очень приятной игрой. Было еще пару таких точек с крутыми играми, куда было сложно попасть, а игры были очень даже ничего. Приходилось прорываться с боем, чтобы попробовать. Если че я за 30 был.

center

Еще Юля ввела фишку, которая на девгамме носит более бюрократический характер. В бейджик КАЖДОГО участника конференции вложены два смайла, которые можно наклеить на постер с понравившейся игрой. Благодаря этому разработчики знакомятся друг с другом и еще после всего можно легко организовать приз на получение зрительских симпатий. Это действительно работает, но очень быстро некоторые особо активные девы пытаются выменять значки симпатий на какие-то реальные штуки из игры (игрушки там) или просто бывают слишком настойчивы и это конечно немного портит впечатление. На девгамме помнится разработчики с окулусом прямо очень просили указать их игру как любимую. Мне кажется это человеческий фактор, который побороть нельзя и он не так уж и сильно портить впечатление от этой фичи.

Игра, которую я привез вызвала неоднозначную реакцию. Несмотря на то, что это свежая механика, привез я только прототип, поэтому ясно, что многие хмыкали, но тем не менее мне удалось завел фанатов азиата, который на удивление моих соседей инди пару часов висел у игры и даже прошел босса, которого мне было не под силу пройти, после он сфоткался со мной и игрой, ушел и привел еще пару азиатов, которые повторили его алгоритм. Так я стал звездой азиатского рынка.

Еще я узнал много историй от инди, на 50 подкастов бы хватило и некоторые действительно интересные. Например, никогда бы не подумал, что правительство может поддерживать инди разработчиков, оплачивать им билеты на конфы и т.д.

Что я бы добавил?

После целого потока людей, которые подходили тестануть игру у меня и у соседей мне отчетливо стало видно, что игры у нас абсолютно разные и ищем мы разное. Я бы ввел какие-то графические цветовые значки, по которым можно было бы различать ищет игра спонсора, паблишера или просто находится в стадии прототипа и ждет плееров или еще чето. Это бы облегчило жизнь не только девелоперам, но и бизнес людям.

Еще очень важная деталь связанная с индишоукейсом. Это место и еда. На месте Лерики я бы немного поднял цены на билеты и сменил место конференции на более приятное. Если целый день стоишь у стола и разговариваешь, очень помогает, когда это происходит в симпатичном месте и у тебя есть время пойти и перекусить. Не буду будоражить голодные умы, но еда в Амстердаме весьма вкусная, а еще время от времени тебе подкидывают редбул, чтобы ты не заснул, так что пару дней выстоять не проблема.

Тусовки.

Не хотел бы на них заострять внимание на игровом блоге, но тусовки на кежуале классные. На паре я не был из-за очереди, на паре был совсем немного, посетить все мне кажется просто нереально. В один из дней я проснулся в центре Амстердама где-то часа в два, в кармане у меня была моя фотка с карликами (???), на шее золотая цепочка SEXY и полная куртка косяков. Но так как внешне я был очень похож на амстердамского бомжа, никто из прохожих даже не удивился. На таких тусовках бывает слишком тесно заводишь бизнес контакты. Паре спонсоров мне пришлось вызывать такси, чтобы они не орошили выпитым все улицы Амстердама и теперь боюсь предположить что именно я должен указать в теме письма, когда буду им что-то предлагать. А еще самые крутые тусовки — тусовки инди разработчиков.

center

Награждение.

Уууууууууууу. Моя любимая часть этого Кежуала. Вышло очень очень очень классно. Оскаровский стиль подачи видео, наконец куча номинаций похожих на киношные и прикольные награды. Впервые вживую болел за определенные игры, видел как хлопают и визжат крутым играм не просто потому что надо и оживленное внимание к происходящему. Должен сказать, что вот именно эту награду с этого кежуала я бы считал ценной. Действительно, конкуренция была неслабая и просто так приз не достался никому. А чем выше конкуренция тем, ценней награда. Безусловно, большинство плееров все еще не обращает внимания на игровые награды мелких игр (даже ИГФ), но пресса пишет, разработчики респектуют и награда превращается в +10 к мотивации +5 к узнаваемости +1 к скилу держать тяжелые предметы в одной руке короткий промежуток времени.
Еще раз поблагодарю Юлю за это.

center

В последний день многие разъехались, мы успели совсем немного посидеть русскоговорящей вечеринкой у Алекса и Лерики дома. Проникся я негостиничным голландским бытом и сосисками и должен сказать действительно круто жить в Голландии. Еще я узнал, что у Лерики есть «Энциклопедия Школьника» лол.



Что я хотел бы, чтобы девгамм перенял у Кежуала?

Приглашение на фб. Черт, ну должна же быть хоть какая-то польза от этих сетей. А так тебе очень вежливо на мыльцо приходит напоминание или смс кидают. Плюс можно хоть контролировать все что будет и в случае чего всегда перепроверить.

Более приятное место. Очень прошу Лерику сменить место в МСК на другое. Мне кажется даже если поднять цены на билет и сменить на более крутое место все окупится.

Сосредоточиться на индишоукейседевгамплее. Может это однобоко звучит, но как девелоперу мне хотелось бы больше внимания к инди играм.

Может попробовать девгамм где-то в Европе?

Второй раз пишу этот текст, снова удаляю заново и снова пишу. И я все еще мало рассказал об Амстердаме. Знайте, там можно пить воду из под крана и не умереть (даже в маке), а еще встретить кучу неожиданных вещей вроде ног вырезанных из пенька и писуаров в центре города без кабинки. В каментах отвечу почти на все вопросы и ценовые тоже, если интересно, потому что о трети я писал в твиттере, о трети решил не писать, а еще о трети забыл.
  • +18

Комментарии (20)

0
Позитив! Спасибо :)
0
Прекрасная статья. Она сделала мое утро.

Заркуа просвещает людей, Гамбург, теперь Амстердам. Спасибо.
0
Отличная статья!
0
Замечательный обзор конференции.
Какие другие игры тебе запомнились?
Хотел бы жить в Амстердаме?
+1
Крутая игра www.youtube.com/watch?v=7g4W_lEUWHI вот. Буду ждать ее в стиме. За творчеством остальных инди я слежу. Например SFBTom показал демку своей новой игры и она очень доставила, но его Detective Grimoire как по мне тоже очень даже ок. Icycle: On Thin Ice думаю все знают.

Жить бы не хотел т.к. Амстердам довольно дорогой, а т.к. каждый день тусить устаешь, то ненужно дорогой. Жил бы где-то в Германии в 2х часах езды от него и Парижа (не ну а чо?), цены почти как у нас. Плюс если кто-то моего возрастра и без детей, сейчас в Германии почти бесплатно учиться в ВУЗе и как студенту тебе дают фичи в виде бесплатного проезда и еды. Для инди вроде самое то. Немецкий знать не нужно.
0
И здесь пропаганда алкоголя :(.
+1
там кстати я очень редко встречал пьяных голландцев. А в кофишопах, где продают марихуану запрещено курить сигареты. Написано, что-то вроде «никотин вызывает зависимость и очень вреден лалал».
0
Щикарно. Завидую.
Народ в основном местный или разношерстный по странам?
Ехал с какой-то определенной целью или потусить?
0
на конфе очень разношерстный. Ехал с определенной целью и потусить.
+1
Отличная статья Гия!
И очень хорошее сравнение @CasualConnect и @DevGAMM

Прошлый GAMM:Play был тестовым. Будем его совершенствовать и развивать.

>На месте Лерики я бы немного поднял цены на билеты и сменил место конференции на более приятное.

Место, кстати уже поменяли :) devgamm.com/moscow2014/attend/venue/
И будет теперь 2 дня!

Хочу подтвердить еще пару спикеров, причесать сайт и скоро буду делать официальный анонс.
0
>Сосредоточиться на индишоукейседевгамплее. Может это однобоко звучит, но как девелоперу мне хотелось бы больше внимания к инди играм.

Это тоже будет. В этот раз хочу привлечь минимум 100 игр по старой схеме — показывать игру всего 3-4 часа, чтобы не пропустить все мероприятие, + участники больше игр увидят за 2 дня.
0
А будет какое-то отсеивание игр или пустят всех желающих?
0
Будет! В этот раз отсеивание игр и на Speed Game Dating будет
+3
Хе-хе, глянь, что я у себя на телефоне нашла :))


Есть еще парочка из злачных мест, но думаю их лучше не выкладывать :))
0
это тоже лучше было не выкладывать хехе
0
а мне нра :)
0
А чё там у этого бородатого голландского мужыка на свитере нарисовано? )
+1
0
Все пробовал найти на этой фотке тебя. Через минуту понял что что-то не то делаю))
0
Классный репортаж! Спасибо Гия :) Если у тебя в следующий раз не будет игры для шоукейза, мы тебя пригласим в качестве блоггера!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.